По Кашмиру. Мистерия эволюции
"...Мир религии в Кашмире менее заметен.
Детали разрушенного храма на островке могут быть перенесены в любой
романский собор. Много ходили готы и всюду посеяли свой стиль. Украшения
женских шапочек напоминают готские фибулы. Только не красная эмаль, а
красные стекла вставлены в медную оправу.
Около лодки носятся касатки-ласточки. По борту важно шагают удоды. Над
полями звенит жаворонок. Посреди деревни кладбище - бугор, усеянный
камнями, - наш северный "жальник". На бугре часовня с шатровой зеленою
крышей. Старинные, костистые чинары сторожат покой. Около деревень остатки
храмов и "городища" - песчаные бугры с засыпанной стариною. Гребцы, под
вечер, поют протяжные песни "бурлацкие", и горласто лают стаи собак. От
дальнего севера до юга одно и то же строение жизни. Удивительно! <...>
Как и в Сиккиме, так же и в Кашмире поражает духовная понятливость. не
успеете подумать, а уже собеседник делает соответственный жест. И сколько
добрых мыслей можно сеять этими струнами чутья...
...Живем на взгорьях Пир-Панджала. Грозы сплошные, ослепительные, по трое
суток. Град в голубиное яйцо. Звезды - как свечи! Землетрясения - каждую
неделю.
В Сибири есть такие городища на крутых буграх, опоясанные гремучими
потоками. Кедровые и сосновые рощи сурово хранят эти жилья, а высоко
сверкают белые шапки гор. Дятлы, горлинки, иволги, мускусные бараны и горные
козлы. Так и живем в желтом, некрашеном рудовом домике. Если солнце - все
напоено хвоею, но если гроза... Трое суток свирепо грохотало и ослепляло
ночью. Кольцо молний! И неслись ливни, и град сразу белил все зеленеющие
бугры. Грозно!
Серия "Знамена Востока" сложилась. 1. "Будда Победитель" перед источником
жизни. 2. "Моисей Водитель" - на вершине, окруженный сиянием неба. 3.
"Сергий Строитель" - самосильно работает. 4. "Дозор Гималаев", в ледниках.
5. "Конфуций Справедливый" - путник в изгнании. 6. "Йенно Гуйо Дья" - друг
путников (Япония). 7. "Миларепа Услышавший" - на восходе познавший голоса
дэв. 8. "Дордже Дерзнувший" стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9.
"Сараха - Благая Стрела", не медлящий в благих посылках. 10. "Магомет на
горе Хира (весть архангела Гавриила)", предание. 11. "Нагарджуна -
Победитель Змия" видит знамение на озере владыки Нагов. 12. "Ойрот - вестник
Белого Бурхана", поверье Алтая. И те, что уже в Музее: 13. "Матерь Мира".
14. "Знаки Христа". 15. "Лао-цзы". 16. "Дзон-Капа". 17. "Падма Самбхава".
18. "Чаша". 19. "Змий Древний".
В Монголии есть обычай большой древности. В случаях народного бедствия или
нужды ламы всходили на высшую гору и с заклинаниями разбрасывали бумажных
коней. Конь как символ Будды, силы и счастья. И, кружась, неслись эти кони
валькирий, эти Световитовы кони, неся помощь неведомым бедствующим. На Двине
сидел Прокопий и благословлял неведомых плывущих; на хребтах Азии ламы слали
коней неведомым бедствующим. И в этой неведомости - та же забота об общем
благе. Такие обычаи лам ценны. Это не "сидение под деревом", не просьба в
пространство, не фигурные движения ритуала, но "приказ" о помощи неведомым
бедствующим, горний голос, требующий, чтобы умиротворились беды людские.
<...>
Спрашиваете, как мы обходимся без театров? У нас театр ежедневный, только
без подмостков, а в жизни. То китайский театр, с легендами о небывалых
народах. То зловещий балет кашмирских купцов-шайтанов. то угрожающий монолог
полицейского. То драма разбиваемой волнами лодки. то процессия коней. То
тихие вечерние песни. То фуриозо града и землетрясения. И не нужно вешать
ветшающие холсты, не надо марать лиц, когда весь мир участвует в мистерии
эволюции. Когда обновленные понятия входят в жизнь повелительно, в
новообразованиях вселенской красоты".
По книге: Н.К. Рерих. "Алтай - Гималаи". М., "Рипол-классик", 2003г. Глава III. Пир-Панджал (1925).
Картины Н.К. Рериха в альбоме "По Кашмиру. Мистерия эволюции" http://abodes.narod.ru/Kashmir2.html
****************************************************************************
Перечень выпусков: http://abodes.narod.ru/AH_pages.html